Кино и закон: Мертвый капитализм

17 февраля в ЦНСИ состоялся семинар профессора Ребекки Джонсон, утверждавшей, что кино может многое сказать о праве и об обществе. Кино, как и закон, воспроизводит некую воображаемую реальность. Этим они параллельны друг другу. Фильмы являются юридическими текстами, как предполагающие право в качестве темы, так и — на первый взгляд — не поднимающие правовые вопросы вовсе. Кино тесно связано с индокринацией и суждением — идеологическим отражением реальности и его оценкой.

Для иллюстрации смелых теоретических предположений выбран ‘Deadwood’, сериал о славном американском прошлом, известным в народе под собирательным термином «дикий запад». Основной темой аргумента послужили проблемы империализма и колонизации в Deadwood’е. Работа по деконструкции смыслов сводится к ответу на вопрос, как обычный гражданин поддерживает империализм.

Дэдвуд — это реальный городок в США, где располагаются золотые прииски. Здесь правит капитал, но не закон: золото дороже прав и права. В Дэдвуде собираются представители многих стран, приехавших в Америку за золотом и захвативших с собой свои законы в качестве багажа.

Экономику представляет Бизнесмен, реальный глава Дэдвуда. Закон — шериф, номинальный глава. Местное население, американские индейцы, являются вытесненным Другим. Они появляются в кадре редко. Важнейшей сценой в этом отношении является сцена убийства индейца Безнесменом: словно экономический капиталистический порядок символически убивает аборигенное население страны. Но постепенно зритель забывает и принимает насилие над коренным населением, как некогда граждане США забыли об эффектах колонизации Северной Америки. Многие сцены насилия сняты натуралистично: мы словно участвуем в насилии над индейцами. Когда жизнь традиционных жителей земли насильно приостановлена, вопрос заключается лишь в том, какую форму примет победивший капитализм в этих краях.

Подробнее: Russia — deadwood.

Подробнее о работе Ребекки Джонсон в направлении «Кино и право» можно узнать из ее публикаций:

  1. Rebecca Johnson, «Leaving Normal:  Constructing the Family at the Movies and in Law» in Lori G. Beaman ed., New Perspectives on Deviance:  The Construction of Deviance in Everyday Life (Scarborough, Ont.: Prentice-Hall, 2000) 163. [an example of film paralleling law using “Leaving Normal” and Canada v. Mossop]
  2. Ruth Buchanan and Rebecca Johnson, «Getting The Insider‘s Story Out: What Popular Film Can Tell Us About Legal Method’s Dirty Secrets» (2001) 20 Windsor Yearbook of Access to Justice 87. [on the ways legal scholars might approach the use of film in research and teaching]
  3. Ruth Buchanan and Rebecca Johnson, «The Unforgiven Sources of International Law: Nation-building, Violence, and Gender in the West(ern)» in  Doris Buss & Ambreena Manji eds., International Law: Modern Feminist Approaches (Oxford: Hart Publishing, 2005) 131. [Clint Eastwood’s “Unforgiven” as an argument about legitimate uses of force and humanitarian intervention in international law]
  4. Rebecca Johnson, «Law and the Leaky Woman: The Saloon, the Liquor Licence, and Narratives of Containment» (2005) 19:2 Continuum: Journal of Media and Cultural Studies 181. [exploration of tax treatment of childcare, breastfeeding women, and the gendered construction of the pub, using “Unforgiven” and liquor licence regulations]
  5. Ruth Buchanan and Rebecca Johnson, «Strange Encounters: Exploring Law and Film in the Affective Register» (2009) 46 Studies in Law, Politics, and Society 33. [on ways to explore the more cinematic side of filmic arguments… ie. How does film do what it does?…using “The Piano” “Minority Report” and “Deadman”]
  6.  “Special Issue: Law, Film and Feminism”, ed. Gillian Calder and Rebecca Johnson, (2009) 21:1 Canadian Journal of Women and the Law [which includes a series of interventions from feminist law professors on pedagogical uses of film in the classroom]
Реклама

Об авторе Alexander Kondakov

Исследователь, Общество и право (ЦНСИ), Санкт-Петербург, Россия
Запись опубликована в рубрике право, семинар, социология с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s