Уязвимость жизни

18 июля в Центре независимых социологических исследований состоялся семинар «Уязвимость жизни: феминистская критика заботы». Феминистка из Страны Басков Аранца Бейтиа представила материалы эмпирического исследования, которое она проводила в Университете Париж-8 (Сен-Дени). Исследование касалось государственной политики в области гендерного равенства.

Государственная гендерная политика в Европе во многом обуславливается рядом предрассудков. Во-первых, шумихой вокруг «демографического кризиса». Во-вторых, так называемым «кризисом заботы» — многие женщины строят карьеру и некому становится заботиться о «домашнем очаге». В-третьих, представлениями о традиционных семьях на юге Европы и равноправных на севере.

«Северная» политика, выражающаяся в равноправии между супругами, превалировала во многих странах Европы с 1970х гг. Заботу о доме предполагалось разделить поровну. Однако эта идея провалилась: «мужскую» часть домашней работы взяло на себя государство (детские сады, продленки) и оплачиваемые работники (часто женщины-мигрантки). Общество встретило новую проблему справедливости. Политика, предлагаемая государством, основывалась на мужском понимании справедливости.

Моллер-Окин предлагает переосмыслить теорию справедливости Джона Роулза. Он считал, что справедливость нейтральна. Окин считает, что она имеет гендерные аспекты. Справедливое общество во многом зависит от того, какие отношения  воспроизводятся в семьях. Например, разделение труда в семье и в обществе во многом схожи. Согласно исследованию, проведенному в Бельгии, быть хорошим отцом означает приносить в дом деньги — это любовь отца. Быть хорошей матерью — проявлять заботу о ближних, так мать показывает любовь. Согласно французским данным, отцы, которые взяли отпуск по уходу за ребенком (1% от всех декретных отпусков, кстати), активно скрывают этот факт — в интервью используют эвфемизмы. Выходит, мужественность не сочетается с заботой.

Решение этих проблем — внедрение новых интерпретаций заботы, справедливости и равенства:

1. Этика заботы (Кэрол Гиллиган) предлагает понимать справедливость не по-мужски (абстрактно), а по-женски (конкретно, решение повседневных задач, через отношения между людьми). Для иллюстрации она предлагает дилемму с аптекарем.

2. Цепь заботы (Джоан Тронто) критикует делегирование заботы от мужчины женщине, от женщине — женщине-мигрантке. Делегирующие заботу — это «привилегированные безответственные». Выход — радикальная демократия включения: каждый имеет право осуществлять и получать заботу, каждый несет ответственность за заботу.

Уже сейчас в Испании действуют активистские и государственные организации, призванные изменить отношение к заботе. В Севилье мужчины вышли на марш гладильщиков: они гладили постиранное белье утюгами на улицах города. В Бильбао был объявлен и с успехом прошел день «обжимашек»: суровые баскские мужчины, столь подозрительно относящиеся к близости между людьми, обнимали друг друга и прохожих на улицах города.

Более того, сформулированы конкретные требования к государственной политике в области заботы. Необходимо обязать обоих членов семьи уходить в отпуск по уходу за ребенком на равное количество дней без права делегирования этого срока. Уже изменена свадебная клятва, которая произносится в испанских ЗАГСах: включено положение об обязательном равном разделении труда по уходу за домом между партнерами. В государственных структурах функционируют женские комитеты, в которых существует отдел по маскулинности.

Полное видео лекции с вопросами и ответами:

 

Уязвимость жизни: феминистская критика заботы from Философское Кафе/ on Vimeo.

Реклама

Об авторе Alexander Kondakov

Исследователь, Общество и право (ЦНСИ), Санкт-Петербург, Россия
Запись опубликована в рубрике семинар с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Уязвимость жизни»

  1. Спасибо Сергею Адащику за запись семинара!!!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s